ЗАМЕТКИ О ЧАКЕ ПАЛАНИКЕ
Автор скандального романа "Бойцовский клуб" и многих других романов, культовый американский писатель украинского происхождения Чак Паланик родился 21 февраля 1962 года.
"Мой дед покинул Украину и переехал в Нью-Йорк в 1907 году,- рассказывает Паланик. - Он ехал на Запад через Канаду, южные штаты в Северную Дакоту и в конечном счете обосновался в Айдахо". Эта семейная история закончилась трагически: во время ссоры дед застрелил бабку, а затем покончил с собой. Родители Паланика развелись, а он и его сестра в итоге остались предоставленными самим себе.
Поступив на журфак Орегонского университета, Чак вел себя так, как и положено среднестатистическому студенту - участвовал в пирушках, дебоширил и дрался, не забывая при этом отписываться в университетской газете, а вечерами подрабатывал механиком в автомастерских.
После университета Паланик пишет небольшие статьи для местных изданий, ведет программу "Чакстер ин да хаус" на радио Би-би-си, где отпускает рискованные шуточки и мастерски читает рэп. Именно из этой передачи родились знаменитые паланиковские рефрены-повторы, встречающиеся почти во всех книгах. Тогда же он оказывается на писательских курсах. Собственно говоря, так и появился "Бойцовский клуб". Сначала, разумеется, были рассказы, написанные в рамках занятий, которые так никто и не издал. А потом, опять же из-за полученного задания, Паланик пишет небольшой роман о клерке, страдающем раздвоением личности. Роман выходит средненьким, и Паланик о нем забывает.
Курсы вселяют в него уверенность, и Паланик садится за свою первую книгу. Он называет ее "Невидимые монстры" (в русском переводе "Невидимки"), отсылает в издательство и получает отказ. Книга была слишком необычной, и издательство решает попросту не рисковать. Более того, все издательства, в которые Паланик посылает "Невидимых монстров", отвечают отказом. Разозленному Паланику попадается черновик его "Бойцовского клуба", и он делает из него настоящий манифест "рассерженных молодых людей". Что-то он берет из своей жизни, что-то из жизни своих друзей и знакомых, которые тоже отличались не совсем типичным для американского образа жизни поведением.
"В "Бойцовский клуб" вошло много реальных историй, - говорит Паланик. - Книга позволила сохранить самые дикие годы моей жизни. Но я никогда не был Тайлером Дерденом. Когда я дурачил кого-нибудь, напивался и попадал в переделки, я говорил людям, что меня зовут Ник. Так звали моего покойного украинского дедушку". Паланик отсылает книгу в издательство, ответившее отказом первым, и получает утвердительный ответ. А затем, режиссер Дэвид Финчер (создатель "Семи", "Игры", "Комнаты страха") экранизирует "Бойцовский Клуб". Паланика принимают в Национальное Какофоническое Общество, а которое входят все знаменитые скандалисты Соединенных Штатов.
"Дэвид сделал потрясающий фильм, - уверен Паланик, - он заставляет меня беспокоиться о судьбе будущих фильмов, которые будут сняты по моим книгам. Сложно представить, что они будут столь же хороши, как "Бойцовский клуб" Финчера". Сейчас на счету Паланика семь полноценных романов, и три из них - "Невидимки", "Дневник" и "Удушье" - собираются экранизировать уже в этом году. Права на экранизацию "Колыбельной" также купила одна из голливудских кампаний.
На что же так ополчился Паланик в своих книгах? На жесткую американскую социальную систему, на вездесущую политкорректность, полную зависимость от контракта с фирмой, ложь и фальшь отношений. Чтобы вписаться в эту систему, человек должен быть с вполне определенными запросами среднего американца, любого другого система выпихивает из общества.
Но о чем бы не писал Паланик, понятно, что, прежде всего, он пишет об одиночестве. Все его герои - всего лишь одинокие люди, находящиеся в постоянном бегстве. От чего? От своей опротивевшей идеальной и размеренной жизни, от самих себя, наконец.
Ты понимаешь, что тридцатилетний "мальчик" Джек из "Бойцовского клуба" ходит на встречи анонимных групп поддержки вовсе не за тем, чтобы избавиться от бессонницы: "Почему я так сильно любил группы поддержки, это потому, что когда люди думают, что ты умираешь, они уделяют тебе все свое внимание. Если это может быть последний раз, когда они видят тебя, то они на самом деле видят тебя. Все остальное об их бухгалтерских отчетах, песнях по радио и укладке волос остается за окном. Они уделяют тебе все свое внимание. Люди слушают, а не просто ждут своей очереди заговорить".
Паланик отличается от медитативности Харуки Мураками, ироничности Коупленда или трэшевого натурализма Ирвина Уэлша, в его книгах можно найти и первое, и второе, и третье. Он пишет нервно и скрупулезно, насыщая свои книги мелкими деталями. Кто-то считает Чака Паланика гением, кто-то - вторичным графоманом и бездарностью. Отношение к романам Паланика - это дело личное. Но писатель, берущийся говорить о вещах, которые мы отказываемся даже замечать, достоин внимания. Любого.
Сам Паланик пытается быть вне гигантского мышиного колеса общественной популярности, крутящегося вокруг его имени в последнее время. "Я пишу, потому что люблю писать. Приличия - не по мне, - говорит он, - а они хотят упаковать меня в красивую коробочку, заставить делать то, чего я никогда не делаю до тех пор, пока к моему виску не приставят пистолет".
"Удушье"
"Колыбельная"
"Кишки"
"Бойцовский клуб" и др. можно скачать тут -